Биография

Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайлд родился в Дублине 18 октября 1854. В 17 лет поступил в дублинский Тринити-колледж; впоследствии, также стипендиатом, определился в Модлин-колледж Оксфордского университета, где проучился четыре года. Тогда же пережил сильное увлечение идеями Д.Рескина и У.Патера. В 1878 переехал в Лондон.
В 1881 издал Стихотворения (Poems), навеянные поэзией Д.Китса и А.Суинберна, и написал мелодраму Вера, или Нигилисты (Vera, or nihilists). Растратив небольшое наследство, оставленное отцом, остро нуждающийся в деньгах Уайлд принял предложение выступить с лекциями в США: там безумный успех оперы У.Гилберта и А.Салливена Терпение, где под именем поэта Банторна выведен Уайлд, сулил популярность Великому Эстету. Гонораров от лекций хватило на жизнь в Париже, где он написал стихотворную трагедию Герцогиня Падуанская (The Duchess of Padua, 1883). После лекционного турне по Великобритании Уайлд женился на ирландке Констанс Ллойд, редактировал журнал 'Женский мир' и писал эссе, которые издавал в сборнике Замыслы (Intentions, 1891). Тогда же написаны два тома сказок, Счастливый принц (The Happy Prince, 1888) и Гранатовый домик (A House of Pomegranates, 1891) и сборник рассказов Преступление лорда Артура Сэвила (Lord Arthur's Savile's Crime, 1891). По заказу американского издателя Уайлд пишет вызвавший горячие споры роман Портрет Дориана Грея (The Picture of Dorian Gray, 1890), а появившееся на следующий год эссе Душа человека при социализме (The Soul of Man Under Socialism) шокировало аристократов, в чьих домах писатель был желанным гостем.
Несравненный дар остроумнейшего человека своего времени Уайлд явил в пестрящей остротами комедии Веер леди Уиндермир (Lady Windermere's Fan, 1892), имевшей большой успех. Следующую пьесу Уайлда, написанную на французском языке Саломею (Salom, 1893), собиралась ставить в Лондоне Сара Бернар, но вмешалась цензура, запретившая постановку на том основании, что герои пьесы - библейские персонажи. Уайлд пригрозил отказаться от британского подданства и изменил свое решение только после ошеломляющего успеха своей второй комедии под названием Женщина, не стоящая внимания (A Woman of No Importance, 1893) в постановке Г.Бирбома Три. Поставленная в первую неделю 1895 третья пьеса Уайлда на современную тему, Идеальный муж (An Ideal Husband), также имела большой успех. Шесть недель спустя последовала постановка Как важно быть серьезным (The Importance of Being Earnest). Эта пьеса принесла бы автору огромный коммерческий успех, не подай он опрометчиво в суд на маркиза Квинсберри, обвинив его в клевете: маркиз, взбешенный влиянием Уайлда на его сына, лорда Альфреда Дугласа, оставил в клубе драматурга свою визитную карточку с припиской, содержащей предположение, что Уайлд - гомосексуалист. Быстро нашлись свидетели и лжесвидетели. Иск Уайлда признали несостоятельным, а самого писателя арестовали, дважды судили, признали виновным и приговорили к двум годам исправительно-трудовых работ.
Уайлда освободили в 1897. Некоторое время он жил на вилле Бурже в Берневале, близ Дьепа, где написал свое последнее произведение, Балладу Редингской тюрьмы (The Ballad of Reading Gaol, 1898). Еще в тюрьме он написал прозаическую апологию De Profundis (опубл. посмертно в 1905). Умер Уайлд в Париже 30 ноября 1900.
В наши дни Оскара Уайлда вспоминают прежде всего как уникальную личность, выдающегося мастера парадокса. Из произведений Уайлда в мировой литературе останутся три диалога Замыслов, где великолепно, пусть и несколько претенциозно, изложено авторское кредо; Душа человека.., одно из самых замечательных эссе на английском языке, в котором сейчас видят манифест индивидуализма; и Как важно быть серьезным, поразительный пример сатирического 'нонсенса', ярчайший образец его творчества.

История жизни

Уайлд родился в Дублине. Его родители были весьма эксцентричными людьми. Мать мечтала, чтобы у нее родилась дочь. Когда же родился второй сын, Оскар Фингал О'Флагерти Уиллз Уайлд, она стала одевать его в девичью одежду.
Уайлд был высоким элегантным и красивым юношей. Он начал учиться в Оксфорде, где и сформировались его неподражаемое остроумие, изящные манеры и своеобразный стиль одежды. Вскоре после окончания университета Уайлд стал любимцем лондонского общества. Он был дорогим гостем на любой вечеринке и во всех салонах, и его буквально заваливали приглашениями. Один из его современников написал: "Он был, без преувеличения, самым великолепным собеседником, которого я встречал в своей жизни... Никто не мог затмить его в любой компании. В его присутствии вообще ни на кого больше не обращали никакого внимания". Уайлд зарабатывал себе на жизнь тем, что писал рецензии на книги и произведения искусства, а также чтением лекций в Англии и Америке. Затем он стал писать комедийные произведения и добился на этом поприще огромного успеха. Он был экстравагантен, щедр, скандален и, самое главное, счастлив. История его падения звучит сегодня просто невероятно и по сей день остается одной из самых знаменитых литературных катастроф.
В молодости Уайлд был однозначно гетеросексуален. Гомосексуализм его даже слегка шокировал. Первой его любовью была Флорри Бэлкум, с которой он познакомился, когда ему было 21 год. Сердце его было разбито, когда она решила выйти замуж за Брэма Стокера, автора "Дракулы". Через несколько дней Уайлд безуспешно пытался ухаживать за красавицей-актрисой Лилли Лангтри, которая была тогда замужем. В молодости Уайлда было еще несколько увлечений. Кроме этого, он иногда пользовался услугами проституток. Однажды вечером он объявил своему другу Роберту Шерарду о том, что его зовут страсти, и вышел из дома. На следующее утро, встретив Шерарда, Уайлд сказал: "Какие же мы все же животные, Роберт". Когда Шерард сказал, что очень опасался того; что Уайлда могли ограбить, тот лишь ответил: "Им отдают все, что есть в этот момент в карманах".
В 1881 году Оскар познакомился с Констанцией Ллойд, красивой и ласковой девушкой, за которой стал пылко ухаживать и которой стал писать страстные поэтические письма. Они были безумно влюблены друг в друга и поженились в 1884 году. Медовый месяц провели в Париже. В течение нескольких следующих лет Оскар и Констанция горячо любили друг друга. У них родилось два сына, которых они назвали Сирил и Вивиан. Оскар обожал своих детей, но был совершенно не приспособлен к повседневной мирной семейной жизни.
До сих пор не ясно, что именно заставило Уайлда стать гомосексуалистом. Еще в Оксфорде, вероятно, он заболел сифилисом после очередной сексуальной связи с проституткой. В то время эту болезнь лечили ртутью. (Это, в частности, вызывало сильное изменение цвета зубов, от чего Уайлд явно страдал). Перед тем, как Уайлд сделал предложение Констанции, он прошел медицинское обследование. Врачи заверили его в том, что он полностью излечился от своей болезни. Через два года он обнаружил ее рецидивы. Он прекратил сексуальные отношения с Констанцией и стал прибегать к услугам лиц мужского пола. Роберт Росс, который сохранил свою преданность Уайлду до конца его жизни, как-то похвастался, что был "первым мальчиком" Оскара, когда ему было 17 лет, а Уайлду 32. Тем не менее, лишь в 1891 году Уайлд познакомился с 22-летним аристократом лордом Альфредом Дугласом, которого члены семьи и друзья называли "Бози" и которому суждено было стать самой большой любовью в жизни Уайлда. Это была любовь с первого взгляда. Бози был на 16 лет младше Оскара, поэтом из известной семьи, очень красивый, страстный, импульсивный и гордый молодой человек. Короче говоря, он обладал всеми качествами, которыми Уайлд восхищался. Они оба обожали роскошь. Началась их бурная дружба, и они стали неразлучны. Бози поначалу понравился даже Констанции. Позже Бози признался, что он всегда старался свести сексуальные отношения с Уайлдом к минимуму. Вначале он вообще никак не реагировал на его ухаживания, и это продолжалось целых полгода. Когда же их отношения, наконец, стали интимными, секс был, в основном, оральным. Бози написал: "Уайлд относился ко мне, как, скажем, юноша может относиться к молодому мужчине". Бози был столь сдержан; вероятно потому, что сам предпочитал иметь дело с мальчиками. Доказательством этого является история об их совместной поездке в Алжир. В той же самой гостинице, где остановились Уайлд и Бози, жил тогда и Андре Жид, который вот уже в течение 5 лет безуспешно пытался бороться со своей гомосексуальностью. При первой же встрече с Андре Бози сказал: "Мне кажется, Вы такой же, как я. Я боюсь женщин. Мне нравятся только мальчики". В тот же день Жид оказался вместе с Уайлдом и Бози в публичном доме для гомосексуалистов, а вечером Уайлд нашел ему партнера-мальчика. Падение Андре Жида было полным. Когда поездка друзей-любовников по Алжиру подходила к концу, Бози купил себе мальчика в одной арабской семье и собирался взять его с собой в Англию. Парень, однако, сбежал от него, увлекшись какой-то девушкой. В Лондоне Уайлд и Бози познакомились с Алфредом Тейлором, полупрофессионалом сутенером, который в своем доме предпочитал носить женскую одежду. Он стал поставлять Уайлду мальчиков — мелких клерков, лакеев, продавцов газет, безработных. Те с радостью предоставляли (за хорошую плату) свои услуги, и вдобавок, совершенно неожиданно для себя, вдруг оказывались в самых дорогих ресторанах Лондона, куда их любил водить Уайлд. Они пили там шампанское, а Уайлд их всегда еще и щедро одаривал.
Вокруг имени Уайлда и Бози ходили всякие слухи и сплетни, но все, вероятно, закончилось бы тихо, если бы в дело не вмешался отец Бози, восьмой маркиз Куинсберри. Сексуальные пристрастия его сына, о которых он был прекрасно осведомлен, привели его в ярость. Кульминацией его злобы стала знаменитая открытка, которую он послал в клуб, членом которого был Уайлд. На открытке было написано только три слова: "Оскару Уайлду, гомосексуалисту".' Уайлд был разъярен, и его злость толкнула его на необдуманный поступок. Он подал в суд на Куинсберри, обвинив его в клевете. К огромному удивлению всего суда выяснилось, однако, что Куинсберри великолепно подготовился к процессу. Он нанял целую команду частных детективов и платных информаторов и с их помощью разыскал многих из тех юношей, с которыми Уайлд познакомился через Тейлора. Когда стало ясно, что эти юноши в любой момент могут выступить в суде, обвинитель отказался от дальнейшего ведения дела, и маркиз был полностью оправдан. Друзья Оскара умоляли его срочно покинуть Англию, но он отказался сделать это. Не прошло и месяца, как Уайлд был арестован. Теперь уже Куинсберри подал на него в суд, представив доказательства его сексуальной извращенности. Сутенер Тейлор тоже был арестован, но отказался дать показания против Оскара Уайлда. В ходе второго судебного разбирательства, одного из самых сенсационных в английской истории, Уайлд был полон самообладания и выступал, как всегда, очень остроумно. Этого оказалось недостаточно. Один за другим в суде появлялись мальчики и юноши, которые давали такие, например, показания: "Уайлд попросил меня представить себе, что я — женщина, а он — мой любовник... Обычно я сидел у него на коленях, а он ласкал меня, как если бы я был девушкой... Два или три раза он просил меня, чтобы я разрешил ему вставить "это" в мой рот, но я всегда отказывался..." В ходе процесса выяснилось, что интимные отношения практически всегда заканчивались взаимной мастурбацией и феллатио. Активной стороной при этом был всегда Уайлд. (Одному из своих друзей он сказал, что это дает ему необходимое вдохновение). Активный сексуальный акт практически никогда не совершался. Уайлд был вынужден защищать и некоторые свои литературные произведения, например, "Портрет Дориана Грея", поскольку в них тоже был найден некий гомосексуальный подтекст. В этой связи он выступил в процессе со своей знаменитой речью "Любовь, которая не смеет назвать своего имени" (строка из одного из стихотворений Бози), которая была такой прочувствованной, что была встречена аплодисментами. Суд присяжных не смог принять решение. Дело отложили до третьего процесса. Оказавшись на свободе, Уайлд опять отказался бежать из страны. Третий процесс завершился для Уайлда трагически: и он, и Тейлор были приговорены к двум годам каторжных работ, что было максимальным наказанием по действующему в то время законодательству. Условия тюремного заключения в Англии в те времена были тяжелыми. Ужасы тюрьмы сказались на психическом здоровье Уайлда. В тюрьме он отрекся от Бози, обвинив его в том, что именно тот привел его к падению. Бози, несмотря ни на что, все это время оставался верным своему попавшему в беду другу, в отличие от всех остальных друзей Уайлда. Бози написал: "Хоть он и в тюрьме, он по-прежнему остается судом, присяжными и судьей всей моей жизни".
После выхода на свободу Уайлд, разбитый и морально, и физически, не стал возвращаться в Англию. Под именем Себастьян Мелмот он жил сначала во Франции, а затем перебрался в Италию. Констанция Уайлд, с одной стороны, и семья Бози и его многочисленные друзья, с другой стороны, сделали все, чтобы Бози и Уайлд никогда больше не встретились, но их дружба и любовь обошли все преграды. На протяжении трех последних лет жизни Уайлда Бози был частым гостем в его доме. Они оба вновь вернулись к своим старым и любимым развлечениям и опять стали общаться с мальчиками.
Когда Оскар Уайлд жил во Франции, он честно попытался однажды исправиться и встать на путь истинный. Поэт Эрнст Доусон взял его с собой в публичный дом в надежде, что у него появятся "более здоровые вкусы и пристрастия". Когда Уайлд вышел на улицу, он лишь заметил: "Первый и последний раз за десять лет. Похоже на холодную баранину". Он, тем не менее, попросил Доусона "рассказать об этом в Англии", поскольку, по его мнению, это должно было "восстановить его репутацию".

Творчество

Уже первый поэтический сборник Уайльда – Стихотворения (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса (фр. decadence – упадок), которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии – Вера, или Нигилисты. Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам – эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам.

В конце 1881 уехал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях Уайльд первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 в книге Замыслы (Кисть, перо и отрава, Истина масок, Упадок искусства лжи, Критик как художник). Отрицание социальной функции искусства, приземленности, правдоподобия, солипсистская концепция природы, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли свое отражение в известных произведениях Уайльда – его сказках, впрочем, объективно вырывающихся на пределы декаданса (Счастливый принц и другие сказки, 1888; Гранатовый домик, 1891). Нельзя не отметить волшебного, поистине завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно, адресованных не детям, но взрослым читателям. Однако с точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда важнее другое: в них выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе. Пожалуй, единственной корректной стилистической аналогией пьесам Уайльда можно считать драматургию Бернарда Шоу – при всей полярности их творческих и жизненных принципов.

Однако до возвращения к драматургии, в качестве своеобразного перехода к ней от сказок, по заказу американского издателя, Уайльд пишет свой самый крупный роман Портрет Дориана Грея (1890), в котором писатель внятно очертил круг своей проблематики. Эстетизация безнравственности, концепция циничного гедонизма, пряное очарование порока, процветающего в роскошных интерьерах аристократических салонов – все это чуть позже перейдет в изысканные комедии Уайльда. Однако пьесы эти окажутся совершенно иными. В лишенных крутого замеса символического мистицизма Портрета Дориана Грея блестящих парадоксальных диалогах откровенный цинизм сконцентрирован столь густо, что волей-неволей возникает ощущение сатиры. Недаром его пьесы в сценической трактовке зачастую выступают в жанре социально-разоблачительной комедии.

Все пьесы Уайльда написаны в начале 1890-х: Веер леди Уиндермир (1892), Женщина, не стоящая внимания (1893), Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями (1893), Идеальный муж (1895), Как важно быть серьезным (1895), и сразу поставлены на лондонской сцене. Они пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в английскую театральную жизнь, о продолжении драматургических традиций Шеридана. Однако с течением времени стало ясно, что эти пьесы вряд ли можно отнести к простым «комедиям нравов». Сегодня именно О.Уайльд, наряду с Б.Шоу, справедливо считается основоположником интеллектуального театра, в середине 20 в. получившего свое развитие в течении абсурдизма.