17 лет назад от нас ушел известный рок-музыкант, вокалист «самой продаваемой» британской группы Queen Фредди Меркьюри. И заменить его до сих пор не смог никто.Даже совместная работа Брайана Мэя и Роджера Тэйлора с таким известным и талантливым вокалистом, как фронтмен Bad Company Пол Роджерс не позволила воссоздать неповторимое звучание Queen.

И в связи с этим, кажется, настало время, чтобы вспомнить реального Фредди — не персонажа таблоидных статей и третьесортных «биографий». Ведь все эти «материалы» при сопоставлении с расписанием гастролей и прочими официально известными событиями из жизни Queen выглядят не просто «недостоверными материалами».

Это полные фальшивки — и в этом все дело. Точнее можно сказать так – это книги о ком угодно, но не о Фредди Меркьюри.

«Был Фредди Меркьюри гомосексуалистом или не был им — факт, что в его жизни не было ничего скандального…. — пишет автор книги о Меркьюри историк Мариам Ахундова. — Никаких случаев нарушения закона или общественного порядка со стороны британского подданного Балсара не зафиксировано.

Ни мелкого хулиганства, ни вождения автомобиля в нетрезвом виде… Ничего нет. А его личная жизнь — это его конституционное право как гражданина, не так ли?»

Беда только в том, что и о реальной личной жизни Меркьюри мало что известно. И об этом можно сделать вывод, в том числе и ознакомившись с его «биографиями».

Небольшая проверка, которую может cделать каждый, показывает, что на деле реальный автор многих книг о Меркьюри, и в том числе, самого известного творения, подписанного слугой Фредди Питера Фристоуна – гей-писатель Дэвид Эванс.

Это выяснилось после того, как недавно британское издательство «Tusitala» выпустило список работ Эванса.

И во всех этих книгах видна «рука мастера» — они написаны как будто под копирку. Меркьюри в них показан как легкомысленный, безответственный наркоман и повеса — и это еще мягко сказано.

При жизни у Меркьюри люди воспринимали его совсем иначе. Сам музыкант говорил, что у него репутация «высокомерного мракобеса». То есть, — что и подтверждают до сих пор его коллеги, Меркьюри был серьезным и ответственным человеком (возможно, даже чересчур), трудоголиком и перфекционистом.

Идеи о том, что он ничего не читал или не умел играть на клавишных не выдерживает никакой критики. Монтсеррат Кабалье в одном из интервью говорила, что ее поразило насколько прекрасно Меркьюри владеет техникой игрой на фортепиано — он без особых затруднений играл ей сложные этюды Шопена.

К тому же, петь он умел не только в роковой манере, но и в классической — и в «Барселоне» обычный его стиль был выбран сознательно — ради контраста с оперным сопрано Монтсеррат.

Между прочим, Меркьюри, выставленный своими «биографами» (а точнее, в основном – биографом) малограмотным и примитивным животным, по образованию был художником — как и другие британские рок-музыканты Джон Леннон, Мик Джаггер или Дэвид Кавердейл.

И любовь к изобразительному искусству пронес через всю жизнь. Он рисовал, коллекционировал картины и антиквариат. К тому же, многие из его собственных рисунков и полотен представляют собой превосходно сделанные, а подчас и по-настоящему талантливые работы.

Самые известные из картин Меркьюри — портреты Джона Леннона и Джими Хендрикса – кумиров Фредди в мире рок-музыки.

Что же касается возможных источников информации для Дэвида Эванса, то Питер Фристоун и Джо Фанелли, хоть и работали у Меркьюри, но не у него дома в Гарден Лодже — как утверждал Фристоун (или, точнее, Эванс). Они сопровождали Queen в турах и, возможно, никогда не были в доме Фредди!

Между прочим, в Великобритании странные вещи вокруг имени Меркьюри давно вызывают сомнения не только журналистов. Например, к событиям, произошедшие вскоре после смерти Меркьюри, в некоторой степени отсылает черная комедия «Кто убил Виктора Фокса?» – хотя ее, разумеется, нельзя назвать источником точного биографического материала.

Далее, упомянутый «Sun» скандал в Бразилии во время гастролей возник вовсе не из-за того, что Фредди и другие «квины» переоделись в женскую одежду перед исполнением «I want to break free».

По свидетельству одного из бразильских фанов Queen, «как раз во время злосчастной песни группа фанов Iron Maiden выбросила большой то ли баннер, то ли постер с названием их любимой группы.

Поклонники Queen налетели на них с требованием убрать баннер. Горячие бразильские парни не согласились, и через пару секунд бушевала драка. Засвистели камни, некоторые попали на сцену, куда как раз выходила Queen. И между прочим, сам Меркьюри, соответствующим образом прокомментировал публикацию в британском таблоиде».

Очевидно, что не имеющий ничего общего с действительностью образ Меркьюри в настоящее время делает антирекламу Queen Productions и EMI — фирмам, занимающимся выпуском и распространением альбомов Queen. Вредит он и репутации гей-сообщества — вне зависимости от того, относился ли к нему реальный Меркьюри.

А помимо всего прочего, образ «Фредди Крюгера» мешает и борьбе со СПИДом, одним из символов которой сделали Меркьюри. Суть дела в данном случае хорошо выразил Брайан Мэй. Он сказал, имея в виду легенду о грандиозных наркомании и разврате Фредди: «Большинство людей подумает: к нам все это не имеет отношения, значит, и СПИД не имеет отношения».

Парадокс еще в том, что некоторые сотрудники Фредди, окружавшие его в последние месяцы его жизни, утверждают, что он умер от рака. Но и в случае, если у него все-таки был СПИД, он попал в одну компанию таких прекрасных семьянинов и гетеросексуалов как Том Фогерти и Айзек Азимов.

При жизни Фредди таблоиды ограничивались статьями о «бисексуальном имидже» Меркьюри и никогда не писали о его возможной нетрадиционной ориентации. Поток грязи начался сразу после смерти — и до сих пор толком не знает «зачем это и кому это нужно».

Но со временем желтые статейки и фальшивые книжонки, вероятно, забудутся — и появится все больше настоящих творческих биографий одного из самых лучших рок-певцов XX столетия. И все станет на свое место.