piraty 2007

Объявление

scrollMsg Уважаемые пользователи и гости нашего форума! Доводим до вашего свеения, что мы открыли поралельно новый ресурс. Все сообщения будут перенесены. Теперь вы можете найти нас и здесь: https://webpirati-2007.3dn.ru/

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » piraty 2007 » Сказки народов мира » Детские сказки о народе


Детские сказки о народе

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

http://www.skazka.com.ru/img/nsk/logo1.gif


Кеты - один из самых малочисленных народов Сибирского Севера. По данным переписи 1989 года их насчитывается 1084 человека. Расселены они в северной части Красноярского края. Большинство кетов сосредоточено на территории Туруханского района. Там они расположены компактными группами по притокам Енисея - Елогую, Сургутихе, Пакулихе и Курейке. Центр елогуйских кетов - пос. Келлог, сургутинских - Сургутиха, курейских - Бакланиха (Серково). Отдельные семьи кетов живут среди русского населения во многих приенисейских поселках Туруханского района. Подкаменская группа (центральная усадьба - пос. Суломай ), согласно современному административному делению, входит в Байкитский район Эвенкийского автономного округа.

Название "кеты" происходит от слова кет - человек. Оно утвердилось в русском языке с 20-х годов текущего столетия. До этого кеты были известны под наименованием "остяки", "енисейские остяки", "енисейцы". Предки современных кетов сформировались, видимо, в эпоху бронзы на Юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. Позднее (в 1-м тысячелетии нашей эры) они вступили в контакт с тюрко-, самодийско- и угроязычным населением. В результате миграций (возможно, нескольких волн) произошло оседание на Енисейском Севере немногочисленных групп. Известны три родовые локальные группы: земшаки - в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы - в устье Бахты и инбаки - в бассейне Елогуя. В дальнейшем, с продвижением отдельных семей на Север, образовались смешанные территориальные группы. В некоторых из них соседями кетов были селькупы и эвенки.

Кетский язык занимает изолированное положение и не входит ни в одну родственную группу языков Северной Азии. Лингвистические исследования последнего времени все чаще обращают внимание на общие черты в основных принципах построения кетского языка с некоторыми языками кавказских горцев, басков и североамериканских индейцев. Кетский язык разделяется на имбатский и сымский диалекты, которые значительно отличаются друг от друга фонетикой, морфологией и лексикой. Письменность разработана на основе русской графики.

В традиционной культуре кетов сочетались элементы культуры пеших рыболовов и охотников таежной зоны (землянка, способы заготовки продуктов впрок, меховая парка и составная обувь, культы земли, промысловых животных и др.) и южно-сибирских и центрально-азиатских кочевников (чум, халатообразная одежда, кузнечество, шаманство и др.). Исконными занятиями были котцовое рыболовство, охота на лося и оленя, водоплавающую и боровую дичь. С введением ясака, а затем развитием товарных отношений первое место заняла пушная охота (на соболя, белку и др.). Заимствованное во 2-й половине ХVII-ХVIII в.в. у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех кетов. Часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и были предметом обмена. Женщины выделывали шкуры (зверей, птиц и рыб) и бересту, изготовляли из них одежду, предметы утвари. Традиционное жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных покрышек, а также землянка с каркасом из наклонных бревен. Временные укрытия - яма в снегу, шалаш из гнутых прутьев и другие хозяйственные постройки: оленьи сараи с дымокурами, свайные лабазы. Первые срубные дома у кетов появились в начале ХХ в. Перекочевывали на места летнего рыболовства, а осенью к охотничьим угодьям на больших лодках (илимках) с крытым берестой жилым верхом. Широко бытовали долбленки - однодеревки. На зимнем промысле пользовались ручными и оленьими нартами, волокушей из шкуры лося, широкими лыжами, оклеенными снизу мехом (камусом).

Мужская и женская национальная одежда состоит из суконного и стеганного халатов на подкладке из заячьих шкур; меховая парка (у мужчин короткая, из одной оленьей шкуры). Нижнюю одежду и летнюю обувь шили из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. При переездах на оленьих нартах надевали меховую одежду с капюшоном и меховую обувь.

Пища - вареная и жареная на рожне рыба и мясо. Использовались заготовленные впрок сухие юкола и порса, рыбий жир, вяленое мясо. Пища готовилась на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион питания кетов пополнялся ягодами, клубнями сараны, отварами трав, заменявшими покупной чай.

Сохранились традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. В образе Верхнего бога Есь ("небо", "бог") олицетворяли небо и связанные с ним явления природы. Ему противостояла хозяйка Севера носительница зла Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор, болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки перелетных птиц Томэм. Существовали культы огня, духов - семейных охранителей, духов - хозяев.

Добыча медведя сопровождалась циклом обрядовых действий ("медвежий праздник"). Шаманство у кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказание. Популярностью пользовались загадки и песни - импровизации. Распространенным музыкальным инструментом был костяной или деревянный варган. Традиционное изобразительное искусство - вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация и др.

0

2

Богатырь Альба и Хосядам

Давно-давно это было, когда все реки устьями вверх глядели. Жили на земле семь чудищ. Тяжело было от них людям, многие погибали от их рук.
И вот Альба-богатырь решил освободить людей от этих чудищ. Собрался Альба в дорогу и пошел. Шел-шел и, наконец, пришел туда, где на Енисее семьдесят семь островов. На островах те семь чудищ и жили.
Стал Альба с ними сражаться. Долго сражался, шестерых убил; а пока с ними бился, седьмое, самое главное чудище обернулось в маленького червячка без крыльев, без ног. Это была злая Хосядам - мать всех шести убитых чудищ.
Кончил Альба битву с шестью чудищами, ищет седьмого-нет как нет! Смотрит и видит-на земле ползет червячок, слабенький, беззащитный. "Как же я его убью, - думает Альба,- он такой слабый, хуже, чем дитя. Не буду убивать его". И не убил. Взял его и бросил в свою лодку-долбленку, чтобы не задавил кто нечаянно червячка, поехал домой.
Плывет он по реке, вдруг видит: сидит на берегу человек и играет на скрипке. Так играет, будто человечьим голосом поет. Встал Альба в лодке, слушает, даже рот раскрыл от удовольствия. А тот человек еще лучше играет, так его песня в грудь, в сердце входит.
Пока он слушал, лодку течением к берегу принесло. Злая Хосядам-червячок шмыгнула из лодки на берег, в траву. Смотрит Альба - нет червячка в лодке, ушел. Догадался Альба, что это и есть самое главное чудище - седьмое, злая Хосядам. Нужно ее найти! Да где искать? Семьдесят семь островов Енисея все густой травой покрыты! Стал Альба по травинке перебирать - нет ее, не нашел. Надо найти червячка, это мать чудищ. Снова от нее пойдет горе людям! А она ушла в землю и кричит оттуда:
- Не ищи меня, Альба, не найдешь. Век ищи, все равно не найдешь. И никто меня не отыщет, никто ничего мне плохого сделать не может. За то, что ты меня, слабого червячка, пожалел, а детей моих убил, теперь пусть на земле так будет-половина людей пусть живет,.а половина пусть умирает, ко мне приходит.
Так она там и осталась, глубоко в земле сидит. Это потому, что, когда Альба червячка искал в тине, он рыл дно реки и вырыл огромную яму.
Так вот стало с тех пор: люди умирают, но тут же многие рождаются, и все время земля полна людей: Все, что по рекам вниз несет, все в рот широкий, всегда открытый, жадный рот Хосядам попадает.
Альба поехал домой. Снова увидел того человека, что громко песню на скрипке играл;
- Нехороший это человек, Хосядам близкий, нарочно песней мой ум затуманил, я все забыл.
Схватил Альба лук и пустил в того человека стрелу. Человек так и рассыпался. Кровь его на прибрежные камни попала. Стали камни красными. Кеты этим камнем все, что нужно, теперь в красный цвет красят. Этот цвет и есть того помощника Хосядам кровь.

0

3

Глухарь, утка и гусь

Однажды утка и гусь встретили старого глухаря.
- Глухарь, полетим с нами на юг,-сказали они,-а то ведь зимою ты здесь пропадешь с голоду.
- Нет, я не полечу с вами,-ответил глухарь.-Если я улечу отсюда, трудно тогда будет людям.
- А мы полетим. Не станем зимовать. Здесь холодно. Человек без нас не умрет. Зимой он может добывать и есть рыбу. Рыба никуда не уйдет; она здесь, в озерах, живет зиму и лето. А для человека есть еще и другая пища. Глухарь на это сказал утке с гусем: - Когда настанут сильные морозы, озера и реки застынут, покроются толстым льдом-тогда людям будет тяжело добывать рыбу. Без меня они умрут с голоду.
- Сам-то ты что будешь есть зимой? Скажи нам.
Глухарь сказал:
- Пищи у меня много. Зимой я буду есть кедровую хвою.
- На этой пище ты долго не проживешь. Если ты не хочешь с нами лететь, то мы тебя заставим лететь.
Гусь и утка схватили глухаря под зоб и потащили в теплые края. Глухарь так заплакал, что от слез у него покраснели перышки у бровей. Утка с гусем бросили глухаря и улетели на юг. Вот теперь у глухаря от слез всегда брови красные.

0

4

Сказка о месяце

Давно-давно жили на земле брат и сестра. Родители их умерли. Жили сиротами. Подросли, стали жить хорошо. Только надоело брату все около чума ходить. Захотел он мир узнать. Стал все дальше и дальше от чума уходить. Ходит-ходит по земле, все смотрит, кто где живет да как живет. А на небе высоко-высоко жила женщина-Солнце. Скучно ей было - одна жила. Вот однажды видит она: ходит по земле человек, все рассматривает, на небо поглядывает. Женщина-Солнце подумала: "Какой красивый человек по земле ходит, на меня поглядывает. Нужно мне его сюда на небо достать. Но как его достать? Я высоко, а человек на земле низко".
Стала женщина-Солнце у неба мудрости просить, как бы ей достать человека. Есть у Солнца такие руки длинные, что без труда до земли достают. Утром встанет Солнце и протягивает руки. Тянет-тянет, дотянет до земли, и станет на земле светло, тепло. Вот ходит этот человек по земле внизу, а Солнце тянет к нему руки, жар на него напускает... "Что так жарко стало, - подумал человек и лег на землю, - все легче будет". Лежит человек на земле, а женщина-Солнце все протягивает к нему свои длинные руки, ближе, ближе… дотянулась, схватила и понесла к себе на небо.
Стал человек жить на небе. Неделю прожил, и говорит Солнцу:
- Нехорошо мне здесь на небе с тобой жить, совсем нехорошо. Я земной человек, не могу так высоко жить. Пусти меня вниз, на землю!
Вспомнил он свою сестру, что оставалась внизу. Скучно ему стало, жалко ее. "Как-то она там одна без меня живет?" Солнце ему отвечает:
-Зачем ты пойдешь назад? Вспомни, как ты прежде ходил по земле и говорил: "Вот на небе Солнце живет, наверно там хорошо. Хотел бы я узнать, что это за женщина-Солнце. А теперь ты хочешь назад на землю".
Человек же все свое твердит:
- Пусти! Забыл я на земле что-то. Пусти меня, я это забытое возьму и вернусь.
- Не вернешься, не ходи! Плохо на земле, злые духи тебя съедят!
А человек ее не слушает, все свое: "пусти, вернусь". Солнце чуть не плачет:
- Не вернешься ты, съедят тебя на земле злые духи, снова я здесь одна, буду.
Наконец видит, не уговорить ей человека, решила отпустить ненадолго.
-Ладно,-говорит Солнце,-дам я тебе в защиту от злых духов то, что сама имею: оселок да гребешок, иди! Обрадовался человек:
- Не плачь, Солнце, напрасно: я вернусь, обязательно вернусь.
Топнула женщина-Солнце ногой-появился крылатый конь. Дала человеку этого коня, оселок да гребешок. Сел человек на коня и полетел. Сколько летел - неизвестно, два ли, три ли года... До своего места долетел, кругом над ним несколько раз пролетел-нашел свой чум. А за то время, пока он на небе жил, злая Хосядам (волшебница) съела его сестру, сама в нее обратилась.
Вот спустился человек на крылатом коне на землю, привязал коня к дереву и побежал к своему чуму. Видит, в чуме сестра сидит. Она будто бы обрадовалась брату. Побежала с котелком к речке, принесла воду, подвесила котелок на огонь. Стала брата угощать, кормить. Вышла из чума, подошла к коню, отрезала у него заднюю ногу и сунула ее варить в котел.
Сидят брат и сестра, разговаривают, радуются. Вдруг увидел брат, из котла лошадиная нога торчит. Понял он, что, это не сестра здесь его встретила. Понял, что это злая Хосядам. Выхватил лошадиную ногу из котла, да бежать к коню. Сел на коня, хочет скорей уехать от злой Хосядам: знает, погубит она и его, да как на трех ногах конь поскачет? Что делать? Наспех четвертую ногу хорошо не прилепишь! Кое-как прилепил все же отрезанную ногу коню и поехал. А Хосядам за ним в погоню пустилась.
Измучился конь, тяжело на плохой ноге скакать. Упал. Оставил человек коня и побежал. Да без коня далеко не уйдешь! Взглянул на небо, а женщина-Солнце на него жалобно смотрит, видит, что он без коня. А Хосядам совсем его нагоняет, уже тянет руку, поймать хочет.
Вспомнил человек про оселок, что женщина-Солнце ему дала, бросил его позади себя. Поднялась из земли большая гора, встала между ним и Хосядам. Озлилась Хосядам, камни разбрасывает, гору зубами грызет... А человек идет и идет... Прогрызла гору Хосядам, торопится, догоняет человека. Вот-вот схватит его.
Вспомнил человек о втором подарке Солнца - гребешке, бросил его позади себя. Такая тайга выросла: ни пройти, ни проползти через нее. Хосядам по деревцу грызет, ломает.
А человек идет и идет... Сколько шел, неизвестно. Холодный, голодный, из сил выбивается. А Хосядам пробралась сквозь тайгу, нагоняет человека, тянет руку, схватить хочет.
Видит Солнце-плохо человеку: еще немного, и унесет его Хосядам. Протянула женщина-Солнце свою руку-луч и схватила человека за ногу, но поздно. Злая Хосядам в этот же миг тоже схватила за другую ногу. Тянут они человека каждая в свою сторону. Солнце тащит к себе на небо, злая Хосядам - к земле. Тянули-тянули и разорвали человека пополам. Только Солнцу половина без сердца досталась.
Унесла женщина-Солнце свою половину человека на небо и что уж она с ней ни делала, старалась оживить, - но все напрасно. Совсем будто живой человек станет, день-другой поживет и опять умирает. Уголек положила вместо сердца - пожил неделю и опять умер. Маялась-маялась с ним женщина-Солнце, совсем без ума стала, плачет. Наконец сказала:
- Нет у меня больше сил, ничего не могу сделать! Иди на другой конец неба. Не увижу тебя больше. Только в самый длинный день в году мы будем видеться. Я твои глаза увижу, ты - мои.
С этими словами бросила женщина-Солнце половину человека без сердца на другую сторону неба, на темную сторону. Так он там и остался и превратился в месяц. И до сих пор месяц по небу холодный гуляет, потому что нет у него живого сердца. И не видятся они с солнцем по целому году. А другую половину человека, с сердцем, Хосядам с собою забрала.

0


Вы здесь » piraty 2007 » Сказки народов мира » Детские сказки о народе